Перейти к навигации · Перейти к содержимому

Про мою схему метро

Ну ладно, если уж другие участники написали о своих схемах, напишу и я.

В 2008 году я сделал свою схему метро. Делая её, я преследовал единственную цель: получить компактную схему для экрана компьютера, чтобы использовать исключительно на сайтах. Исходя из этой задачи (компактности), я решил максимально её ужать и для этого выбрал нетрадиционную форму кольца — квадрат. В принципе, схема эта мне кажется вполне удобной и со своей задачей справляющейся (хотя и не без недостатков, конечно). Но конкурс, который в конце прошлого года объявил московский метрополитен предполагал совсем иную задачу — сделать полноценную схему метро, которую надо размещать в вагонах и на станциях.

Сначала я не хотел принимать участия в конкурсе, решив, что и без меня достаточно титулованных участников. Но потом подумал, что хуже от этого никому не будет, а я лишний раз потренируюсь в Иллюстраторе.

Схему я решил делать с нуля, так как задачи перед ней стояли иные. Правда, изначально, я все же взял свою основу: с квадратной кольцевой. С одной cтороны, хотелось больше площади внутри кольца (в этом квадрат выигрывает) — ведь понятно, что там корень всех зол московской схемы, а с другой — пугала формулировка из брифа:

«Схема должна сохранить узнаваемость, быть выполненной с учетом необходимости наследования основных удачных принципов построения предшествующих схем московского метрополитена»

Понятно, что предыдущие схемы не всегда имели круглую кольцевую, но все же этот момент меня сильно смущал. Первый черновой вариант выглядел как-то так:

Черновик схемы метро

Как видно, я сменил кружки на пеньки (дань моде, да, но кроме того и более однозначное маркирование станций, которые могут располагаться рядом с разных сторон линий).

Я сознательно пренебрёг запутанными переходами узла Библиотеки им. Ленина, Арбатской, Боровицкой и Александровского сада. Это, конечно, отход от реальности, но я считаю, что даже если станции не соединены напрямую, но на них присутствует грамотная внутристанционная навигация, то никаких проблем от этого не будет. Зато я обозначил кроссплатформенные пересадки, т.е. такие пересадки, в которых переход на другую ветку заключается в переходе через платформу.

Я оставил объединение станций с одинаковыми названиями (как и на моей прошлой схеме), что, наверное, является неким промежуточным вариантом между всеми отдельными станциями и всеми объединёнными. Такое решение может показаться спорным, но это одна из фишек моей предыдущей схемы, от которых мне не хотелось отказываться.

Дальше я все же поддался своим сомнениям и решил схему сделать с круглой кольцевой. Это следующий черновой вариант:

Черновик схемы метро

Я решил остановиться на этом варианте, как менее рисковом. Дальше уже пошла работа над деталями. Пустые места заполнялись, плотные, по возможности, разряжались. В целом, получилось что-то, что меня устраивало. На каком-то этапе я скруглил углы линий (так как прямые углы больше подходили для пиксельной графики экрана, чем для печати):

Черновик схемы метро

Потом я эту схему распечатал и понял, что шрифты слишком тонкие (я использовал бесплатный шрифт PT Sans Narrow). Его хорошо видно вблизи, но при печати и рассматривании на расстоянии он читался слишком тяжело (на мой взгляд, от этого же страдала схема Лебедева, например). В общем, я решил использовать полужирное начертание, которое, хотя и было слишком плотным, на мой взгляд, все же читалось гораздо легче обыкновенного. В метро немало людей со слабым зрением и доступность тут важнее визуальной равномерности информации.

В общем, потом были добавлены другие детали: река, всякие подписи, необходимые по ТЗ и прочая информация (необходимость которой порой находилась под вопросом). Что получилось можете увидеть сами. Раз уж в финал я не прошел, можно похвастаться тут:

Черновик схемы метро

PDF, отосланный на конкурс (есть еще вариант с будущими ветками).

Главным минусом конкурса, точнее его требований, я считаю необходимость указывать английские подписи у станций. Поверьте, для иностранцев они практически бесполезны без навигации внутри станций (а там по-английски вообще ни слова нет), а русскоговорящим мешают, создавая много (на самом деле очень много) информационного шума. Гораздо лучше было бы организовать продажу англоязычных схем в кассах метрополитена для всех желающих.

В целом, не мне судить о том, что получилось, а что нет. Посмотрим, что покажут другие участники (я пока видел только версию от РИА Новости). В любом случае я рад, что московский метрополитен пошел на такой шаг и объявил народный конкурс. Любая из схем, представленных в финале будет лучше той, что сейчас красуется в вагонах. И это самое главное.

Комментарии

У РИА Новости неплохой вариант, да и у других участников конкурса тоже,НО.
Я, быть может, пристрастна, но твой вариант, любимый, самый лучший и наиболее читабельный.
Да и вообще, Ты мое талантливое сокровище. Горжусь тобой всегда.

Спасибо, милая, ты меня всегда поддерживаешь =)

Чем больше работ я вижу, тем больше радуюсь тому, сколько у нас замечательных мастеров.

И я ничего с собой не могу поделать, не не круглые варианты кольцевой мне очень нравятся =)

Typo: Alekasndrovskiy sad → Aleksandrovskiy sad

Мне очень понравилось! шрифт правда читабельный, какое-то ощущение гармонии есть