Перейти к навигации · Перейти к содержимому

Пример перепланировки

Хочу рассказать о небольшом редизайне начальной страницы одного корпоративного портала. Портал будет абстрактный, но вполне подходящий под описание многих подобных интранет-систем.

Для чего это все?

Есть мнение, что для корпоративных интранет-порталов дизайн и вовсе не нужен, ведь такие сайты служат только для внутренних нужд. Однако, дизайн — это не только красивые картинки, это в первую очередь «user experience», т. е. эффективное взаимодействие пользователя с системой.

Portal one Вот как эта страница выглядела раньше.

Как видите, она не имеет никакого дизайна, то есть все, что с ней можно сделать, пойдет ей на пользу. Однако, передо мной стояла задача не просто украсить ее — этого как раз особо не требова­лось, а сделать ее более понятной для посети­теля, наглядно показать, что он может на этой странице сделать.

Основные задачи этой страницы:

  • Служить входом на портал для зарегистрированных пользователей
  • Давать возможность новым сотрудникам самостоятельно регистрироваться на портале
  • Указывать порядок подтверждения регистрации (активации)
  • Разрешать вопросы с забытыми паролями и другими проблемами

Опыт показал, что люди, впервые попадавшие на эту страницу, не могли быстро разобраться с порядком дальнейших действий. Три формы с кнопками, обилие текста и отсутствие хоть какого-нибудь формати­рования ставили многих в тупик. Чтобы понять, что делать дальше, им требовалось прочитать весь текст на странице, но ведь этого никто не делает.

Portal two Решено было «причесать» страницу, и вот что из этого вышло:

А теперь я поясню, что было предпринято по шагам.

Дизайн

Во-первых, был немного облагорожен сам дизайн. Я изменил шрифт, цвета и фон страницы. Кроме того, я сделал среднюю часть фиксированной, чтобы на больших мониторах страница не расползалась по всему экрану.

Как я уже говорил, эстетика не стояла на первом месте по важности. Но лично я считаю, что любой интерфейс, наряду с простотой и доступностью, должен быть как минимум аккуратным.

И конечно же я убрал эту чудовищную картинку «невтыкающего мужика», который там был совершенно ни к чему, вызывая неприятные аналогии у конечных пользователей.

Порядок действий

В принципе, предполагаемый порядок действий посетителя просмат­ривался и раньше. Именно поэтому кнопка для регистрации находится слева, затем идет форма входа, а потом форма восстановления забытого пароля. Однако, порядок этот был не очень понятен, так как множество форм на странице всегда предполагает раздумья о том, какую же форму надо заполнять (наверное нарисованный мужик размышлял как раз об этом).

К тому же, средняя форма (наиболее привлекающая к себе внимание) была озаглавлена странной надписью «Регистрация пользователя». Хотя сама форма при этом служила для входа уже зарегистрированных пользователей, а не регистрации новых.

В новом варианте описанные выше задачи страницы должны быть понятны как «раз, два, три», именно поэтому они представлены в виде списка задач. При этом они предназначены в первую очередь для людей, впервые оказавшихся на сайте, поэтому и расположены в левой части экрана. А их значимость подчеркнута свободным пространством снизу, которое отделяет основное содержание страницы от контактной информации.

В правой части показана сама форма, которой будут пользоваться уже зарегистрированные пользователи. Совсем убрать эту форму не получится, поэтому я постарался сделать так, чтобы она привлекала внимания меньше чем «3 шага» для новичков. Из-за этого я поместил ее чуть ниже «первого шага».

Примерный сценарий:

  1. Пользователь входит на сайт, видит большие буквы «Впервые на сайте», понимает, что это про него и нажимает на ссылку
  2. Заполнив соответствующую форму (на новой странице), он опять возвращается на главную страницу. Читает оставшиеся два шага, думает, что это не про него и пытается ввести логин и пароль в форму справа
  3. Система выдает ошибку, поясняя, что пользователь не прошел активацию
  4. Человек возвращается ко второму пункту списка, нажимает ссылку и следует дальнейшим инструкциям

Выводы

Практика показала, что в итоге этого редизайна значительно сократи­лось количество звонков с вопросами типа «Что делать дальше?» от новых пользователей. Это означает, что новое построение страницы яснее дает понять посетителям их возможные действия.

Если кратко:

  • Работа с пространством при расположении элементов
  • Использование списков
  • Сокращение текстов

Что еще можно улучшить?

В хорошем интерфейсе всегда есть что улучшить. Например, можно поместить вариант «Восстановление пароля» в форму входа, это логичнее с точки зрения порядка действий. Правда список шагов тогда получается не 1-2-3, а всего лишь 1-2.

Комментарии

1. Все равно слишком много кнопок
2. Мне кажется что надо понять какие действия пользователь на данной странице может совершить (а именно – три – зарегистрироваться, восстановить пароль или залогиниться). Причем две первые менее вероятны – а визуально веса им придано гораздо больше.
3. В сафари я не могу закрыть твой Lightbox.

Про действия: вес так распределен сознательно, так как именно первые два действия вызывали наибольшее количество вопросов у новичков. А форма входа, хоть она и гораздо чаще используется, нужна только людям, которые на сайте уже не первый раз. По личному опыту знаю, что в таком случае текст слева просто не замечается.

s. про лайтбокс спасибо. я тебе письмо напишу.

Lightbox, честно говоря, навевает нехорошие мысли о pop-up’ах и target=_blank.

Flack: а что плохого в unobtrusive javascript, который используется лишь для удобства пользователя?

Пример:
Я открываю картинку в новом окне. При этом в текущем окне у меня выскакивает лайтбокс. Неудобно.

Я открываю картинку в новом окне. При этом в текущем окне у меня выскакивает лайтбокс.

У меня на это только один ответ: пользуйтесь Оперой, она — самый лучший браузер (на правах рекламы) =)

У меня в Опере как ни щелкни — или один лайтбокс открывается, или картинка в новом окне (без появления лайтбокса). Вот что значит удобный браузер.

Не самый лучший ответ. Не всем же теперь из-за этой фишки менять браузер? :)

Мда.

Не самый лучший ответ. Не всем же теперь из-за этой фишки менять браузер? :)

Нет, конечно. Там еще очень много полезных фишек =)

Вообще дизайн с точки зрения пользователя правильный и логичный. даже цвета в тему. Приятно для глаза, и не отрывают от основного.

Единственное что, форма входа больно далеко. А кнопки про регистрацию и востановление можно вообще было сделать разных размеров(по уменьшению вниз страницы), тогда уж точно была бы видна логика действий.

Но и так клево. По сравнению с первым вариантом. Просто сказка.