Перейти к навигации · Перейти к содержимому

Клиент всегда прав?

Сегодня читал комментарии к интересному посту на digg.com. Если вкратце, то молодой дизайнер высказывает свое недовольство тем, что заказчик испортил его работу, диктуя нелепые условия.

Надо сказать, что большинство «диггеров» раскритиковали самого дизайнера, за то, что он публично «опустил» своих клиентов (как бы плохи они не были). Но оставим это на его совести. Меня больше интересует первоначальный вопрос — всегда ли прав клиент?

Мое мнение — нет

Да, он платит и заказывает музыку.
Да, это его бизнес, и его решение о создании веб-сайта.
Да, именно так гласит пословица.

Но это не значит, что клиент не может ошибаться. И он ошибается — довольно часто. Все люди ошибаются, и клиенты не исключение.

Почему-то в медицине клиент никогда не может быть прав перед доктором. Он может вообще отказаться от услуг врача, но не будет говорить как тому проводить операцию и какие лекарства применять для лечения. Просто клиент не компетентен в этой области.

Так почему же директор компании, который в веб-сфере ничего не понимает, пытается диктовать условия профессионалу (пусть и без профессии), принимая за него решения?

Потому что он платит?

Если вы относитесь к своей работе поверхностно и недобросовестно, то сделаете именно так, как он скажет. А потом просто уберете ссылку на этот сайт из своего портфолио (именно так советуют поступить «диггеры»). И при этом еще одним куском мусора в Сети станет больше.

Вы — намусорили и постарались забыть; клиент — заплатил деньги и получил непотребный товар (от которого пользы его бизнесу никакой). А в будущем он откажется работать с вами или с интернетом вообще. Убыток и вам, и отрасли в целом…

Что делать?

Стараться делать свою работу максимально качественно.

Но не ради клиента, а ради его клиентов, для его бизнеса, выбирая при этом самые лучшие решения с точки зрения профессионала. И пусть вы не Дуглас Боуман, ваши решения все равно, скорее всего, окажутся правильнее решений клиента.

Да, иногда встречаются особо упертые товарищи. Таких надо просвящать, а если не выходит… что ж, решайте сами, ведь вы профессионалы? ;)

А что вы думаете по этому поводу?

Комментарии

Знакомо. Очень.
Однако, стоит учесть, что иногда бывает и наоборот. В частности, ситуацию наблюдал между студией лебедева и одной крупной компанией. Студия Лебедева взяла за правило поступать именно так, как хирург – «доктор сказал в морг, значит в морг». То было действительно гадкое подобие дизайна, именно промышленный мусор. Но, стоя на своем, студия не хотела ничего изменять, ибо клиент не прав и у них опыта больше.
Вот так-то.

Ну, именно с дизайном у Лебедева редко косяки случаются. Но тут кроме опыта и профессионализма еще и звездная болезнь — что тоже не хорошо…

Очень понравилась аналогия с врачами.

А что вы думаете по этому поводу?

Думаю, надо убеждать заказачика, приводить доводы. Если заказчик не соглашается, искать другого. :)

Нет, на самом деле надо просто на берегу договариваться о чем и как будет сделан сайт. Составить техническое задание и обоюдно его подписать. В этом случае из мчащейся машины никто не выпрыгнет ;)

А зачем сравнивать дизайнера и врача на операции. Клиент — тоже пользователь сайта и, может быть, представитель целевой аудитории. Если сайт не нравится клиенту как пользователю, то почему бы не высказать свое мнение дизайнеру.

Нет, на самом деле надо просто на берегу договариваться о чем и как будет сделан сайт.

Все оговорить не получится. Да и дизайн слишком субъективная вещь, которую обычно обсуждают уже в виде готовых макетов.
Можно, конечно, заранее оговорить, что заказчик априори соглашается с дизайнером по всем вопросам. Но это — кот в мешке.

Клиент — тоже пользователь сайта и, может быть, представитель целевой аудитории. Если сайт не нравится клиенту как пользователю, то почему бы не высказать свое мнение дизайнеру.

Это так, но здесь действует принцип из юзабилити-тестирования: вы узнаете, что не нравится пользователям, но не спрашиваете у них как нужно было сделать.

Судя со своей колокольни, если у компании нет своего ID, то им подойдет почти любой дизайн, естественно в определенных рамках.

В конце-концов, сайт – довольно ограниченная вещь, я не имею ввиду flash. Поэтому любой дизайн можно описать. Как вариант, можно поспрашивать, какие сайты ему приглянулись.

Я представляю первый черновой макет, где показано размещение информации по блокам. А потом уже рисую от блоков красоту невозможную :) В итоге, клиент знает что его ждет еще до того как макет будет сделан.

Если же есть ID, то все упрощается на порядок.

Другое дело клиенты – «Чего хочу не знаю, чего знаю не хочу». Но с такими тоже довольно просто найти язык. Попросить на бумаге выразить свои пожелания.

Если выслушивать клиента устно, велик риск попасть в кабалу и рисовать до бесконечности. Кроме того можно что-то забыть.

В общем, главная мысль такова:
1) Клиент четко расписывает на бумаге свои мысли.
2) Обоюдно исправляются неточности и ТЗ подписывается.
3) Далее дело техники и планнинга, чтобы уложиться в оговоренные сроки.

Был еще один тип клиента, который после всех утверждений отказывался от макета. Но это было один раз, и по соотношению деньги/нервы, выиграли нервы, поэтому деньги я вернул, а его макет продал другим клиентам.

P.S. Гораздо интереснее описывать и утверждать раскадровку к видеоролику:

Шаги… легкая музыка… звук падения тела… крик… протяжное чмоканье.

Такие шедевры порой получаются ;)

Хорошо, конечно, когда заказчик примерно знает что хочет и может набросать свои мысли на бумаге. Другое дело когда его мысли постоянно меняются! Один раз обговорили, написали, я начал делать. На пол-дороги заказчику приходит мысль немного переделать и даже не дизайн, а сам принцип сайта, сделать по-другому.
В итоге я переделываю. Потом снова, увидев похожий сайт, заказчик говорит – хочу вот так! Но это идёт в разрез с тем, что обсуждалось ранее… что делать? Снова переделывать!

А еще он ни в какую не хочет написать последовательную структуру. Все его мысли пишутся на случайных листочках, карандашом, в набросках, а потом эти листочки теряются, путаются, возникают новые мысли.

В итоге общей структуры сайта нет, мысли у меня и у заказчика разные. На то что я сделал заказчик практически не смотрит, а только фантазирует о чем ему хочется. Даже банально текст придумать на сайт не может. В итоге получается голый движок, дизайн и никакого текста и данных.

А все потому, что заказчик сам не знает зачем ему нужен этот сайт. Лишь бы было. А то что сайт делается ради клиентов и должен служить какой-то цели — про это никто не вспоминает. Есть бюджет — его надо потратить, будет премия…

Есть еще одна поговорка, которую можно услышать от любого грамотного бизнесмена или менеджера средней руки.

Если клиент всегда прав. Значит ты не компетентен в своей области!

Поэтому всегда настраиваю свой персонал на конструктивную критику предложений клиента.
Вообще последнее время сделал для себя заметку. Если клиент не знает чего хочет, то лучше отказаться от клиента, чем клепать и переклепывать непотребность.

Согласен с Шабуневичем!
В основной своей массе приходится делать сайты для клиетов которые не знают или не понимают, или не хотят понимать зачем им сайт. И какой он должен быть. Мы решаем эту проблему так: Вообще не прикасаться к коду пока клиент не подпишет бумажный макет всего проекта. За переделку макета клиент доплачивает. А к макету не прикасаться, пока клиент не предоставит основное содержание сайта. Иногда, кстати, приходится месяцами ждать чисто текст от клиента. Я уж не говорю о графических материалах, которые все, почему-то, херят где нибудь в типографиях и т.д.

Поэтому вижу только один выход. Конструктивно ругаться с клиентом, по поводу сайта. И жестко оговаривать все этапы и принцип работы в договоре.

Я по большей части соглашусь с Сергеем:
> 1) Клиент четко расписывает на бумаге свои мысли.
> 2) Обоюдно исправляются неточности и ТЗ подписывается.
С клиентом можно и даже порой нужно подискутировать на начальном этапе. Правда мой, хоть и небольшой, опыт показывает, что лишь мизерная часть рекомендаций клиентом одобряется. Клиент платит за то, что ему нужно/хочется, а не только за творчество дизайнера.
Если вернуться к сравнению с врачом, то тут можно и с другой стороны посмотреть:
Допустим, я пришел на промывание, и не хочу, чтобы мне вырезали апендицит. Даже несмотря на убедительные рекомендации врача, что так будет лучше… в будущем.

Кстати очень хорошее замечание по поводу нужности сйта вообще. В моей, пока недолгой практике уже был случай, когда я просто для экономии своего времени и времени и финансов заказчика убедил его сайт не заказывать ибо за ним надо следить, чего, скорее всего, никто бы делать не стал, а платить мне зща это тоже никто не собирался